В законодательство РФ, регулирующее страховой рынок, готовятся изменения, которые установят приоритет натурального возмещения перед денежным.
Инициаторами выступили страховые компании, проект документа разрабатывают специалисты Центрального банка России и Российского союза автостраховщиков.
В чем заключается реформа
Изменения в нормативно-правовые акты отразятся на каждом автомобилисте, которому довелось попасть в ДТП. Сейчас клиент может самостоятельно выбирать деньги или ремонт на автосервисе страховой компании. Со вступлением правок в силу страховая компания получит право принудительно отправлять авто на ремонт, в ином случае – отказывать в страховом возмещении.
Подобная идея обсуждалась на страховом рынке давно. Что интересно, о проблеме не так давно говорил и глава государства, отвечая на вопросы граждан в ходе прямой линии. Участившиеся случаи отказов и невыплат вынудили чиновников обратить пристальное внимание на проблему. Владимир Путин поручил разобраться на рынке ОСАГО и, при необходимости, его реформировать. С этого и началась история изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие работу страховых компаний.
Что говорят в страховых компаниях
Представители страховых компаний уверены, что ремонт, то есть натуральное возмещение, будет выгодным и для клиентов, и для самих компаний. Первым не придется переживать о том, хватит ли возмещения на фактическую оплату ремонта, вторым – искать «живые» деньги. По словам представителей страховых компаний, такой подход позволит снизить или, и вовсе, устранить случаи мошенничества.
Сейчас у недобросовестных автолюбителей десятки возможностей обмануть страховую компанию: предоставить завышенный счет на ремонт, оспорить в суде оценку страховщика, получить выплату несколько раз по одному и тому же повреждению и т.п. Потеряют свой «хлеб» и автоюристы, которые за бесценок выкупают требования к страховым компаниям, чтобы потом судиться с ними и требовать, кроме страховой выплаты, убытки и штрафы.
Как рассказал журналистам представитель Российского союза автостраховщиков, если проект с изменениями в законодательство РФ будет проголосован, транспортные средства будут направляться на ремонт в согласованный со страховой компанией автосервис.
Для этого автосервисам придется пройти аккредитацию и подписать договор о сотрудничестве. Хорошая новость — транспортные средства возрастом до 2-х лет будут ремонтироваться на официальных СТО, что позволит сохранить действие гарантии завода-производителя.
В проекте изменений предусмотрено, что в населенных пунктах с населением от 500 тысяч человек сервис должен находиться не далее, чем 10 км от черты города, в небольших населенных пунктах – не далее 200 км. По мнению, инициативной группы это позволит устранить злоупотребления.
Грядущие затраты на ремонт транспортных средств страховые компании не пугают. Ожидается, что для расчета будет использоваться единая методика и износ. За счет договоров о сотрудничестве, заключенных с автосервисами, СТО получат постоянный приток клиентов, страховые компании – скидки на ремонт. Владельцу авто придется доплачивать за ремонт из своего кармана только тогда, когда сумма ремонта превысит лимит по ОСАГО.
Юристы против нововведений
В отличие от страховщиков, юристы имеют другое мнение относительно грядущей реформы. Многие из них говорят, что подобные нововведения — явное нарушение прав и законных интересов автолюбителей. Дело в том, что клиентов попросту лишают какого-то выбора, в то время как страховые компании не несут абсолютно никакой ответственности за качество работы автосервиса. Они могут выбирать партнеров по принципу «дешево и сердито», позабыв о качестве.
Владелец плохо отремонтированного авто останется с проблемой один на один
Ему придется собирать пакет документов, обращаться к адвокату и идти в суд. Страховая компания, естественно, дистанцируется от проблемы. Может выйти так, что автосервис будет отправлять пострадавшего клиента в страховую, страховая – в автосервис. Другая ситуация была бы в случае, если автовладелец сам выбирал автосервис. Многие предпочитают ремонтироваться на официальных СТО даже тогда, когда машина снята с гарантии.
Страховщики считают проблему с выбором автосервиса надуманной
Уверяют, что будут тщательно отбирать партнеров, наказывать и расторгать договора о сотрудничестве за нарушение прав потребителей. Хочется верить, что договор с недобросовестным СТО разорвут до того момента, как туда на ремонт заедет с несколько сотен транспортных средств.
Юристы не уверены в жизнеспособности новой системы выплаты по ОСАГО
Как говорят эксперты, сегодня только 1% клиентов выбирает ремонт на автосервисе, рекомендованном страховой компанией. Остальные 99% предпочитают получить «живые» деньги и ремонтироваться на официальных или СТО, проверенных ранее на предмет качества. Если после реформы окажется, что работать так, как считают чиновники и страховщики, удобно, клиенты сами сделают выбор в пользу натурального возмещения. Сегодня в этом есть большие сомнения.
Пока непонятно, какой окончательный вид примет реформа системы ОСАГО и когда вступят в силу изменения в законодательство. Есть шанс, что это случится до конца текущего года. Если повезет, нововведения так и останутся в планах чиновников.