Как наказать водителя, который спровоцировал ДТП и скрылся

Что нам дает решение Верховного суда РФ

СМИ поспешили порадовать общественность известием о том, что, наконец, все любители агрессивной езды понесут заслуженное наказание. Но дорожные юристы настроены менее оптимистично. Наказать «подрезавшего» будет непросто, даже если он останется на месте ДТП и будут свидетели происшествия.

Дело в том, что на территории РФ не существует такого понятия, как прецедентное право. Суды принимают решения, основываясь на законодательстве, а не на выводах других судов в подобных процессах. Если же в законе нет соответствующей нормы, суд руководствуется аналогией закона, своими жизненными установками и опытом. Именно из-за этого и существуют абсолютно разные решения в идентичных делах.

Прецедентное право предусмотрено в правовых системах США, Англии и прочих странах, которые живут на основе английской системы. В этих странах решение, принятое и вступившее в силу в определенном деле, является обязательным к применению другими судами в аналогичных делах. Использование прецедентов существенно облегчает работу, гарантирует прозрачность и ясность в судебной системе. Судьи используют прецеденты в том случае, когда в законе нет четких формулировок.

В нашей судебной системе роль прецедента играют постановления Пленума Верховного суда РФ. Его судьи периодически изучают практику, обобщают и делают правовые выводы. Есть также обзоры, которые регулярно публикуются для судов, адвокатов и бизнеса. Ни обобщения, ни обзоры не имеют силу нормативно-правовых актов, но судьи стараются учитывать их в работе.

На что рассчитывать пострадавшим водителям

Как мы уже говорили, решения Верховного суда РФ, пленумы и обзоры необязательны для судей. Это не прецедент, который судьи в США и Великобритании просто обязаны учитывать в своей работе. У нас все зависит от позиции того или иного судьи.

Есть шансы, что судьи все-таки учтут позицию Верховного суда РФ и начнут наказывать водителей, которые предпочитают агрессивную езду и провоцируют аварии среди менее опытных (или менее удачливых) владельцев транспортных средств. Но однозначно говорить о том, что станет проще добиваться в суде справедливости, нельзя.

Судьи будут все так же кропотливо изучать обстоятельства дела, слушать свидетелей и смотреть записи видеорегистраторов.

И принимать решения, исходя из своей точки зрения. Продолжится это до того момента, пока Верховный суд РФ не выпустит тематический пленум.

Юристы констатируют, что проблем в таких делах достаточно. Как найти скрывшегося водителя, как доказать, что это был он, а не кто-то другой, а может пострадавший сам слетел с дороги, не справившись с управлением по неопытности или невниманию — список можно продлевать до бесконечности.

Есть тут и вторая сторона медали. Что делать тем водителям, которые не нарушили закон, а ехавшее рядом авто попало в аварию? Как быть с фактором неопытности или невнимательности? Ведь не может же человек нести ответственность за того, кто месяц назад получил права или разговаривал во время движения в плотном городском потоке по телефону.

Как понять, кто из участников движения виноват

Рассмотрим две классические ситуации на дороге, которые характерны для наших реалий. По словам адвокатов, именно с такими делами им чаще всего приходится иметь дело.

На красный свет пронеслось на огромной скорости авто

Водитель, который ехал на зеленый свет, резко затормозил, увидев движущееся авто. Итог — в него въезжает ехавшее сзади транспортное средство, владелец которого просто не ожидал такого резкого маневра. Если судить по судебной практике, виноват в ДТП только тот, кто ехал сзади. С появлением прецедента стоит ожидать, что большую часть ответственности можно будет возложить на авто, проехавшее на красный свет.

Легковое авто выходит на обгон грузовика на трассе

В последний момент увидев транспортное средство, которое едет по встречной полосе, водитель легковушки резко выворачивает вправо и поджимает грузовик. Грузовое авто принимает вправо, чтобы уклониться от легковушки, хватает обочину и вылетает с дороги. Кто несет ответственность за случившееся? Ранее виновником в ДТП был водитель фуры, который не справился с управлением. Если будет прецедент, именно владельцу легковушки придется компенсировать ущерб и нести ответственность.

Что же делать в таких случаях? Специалисты советуют — если вас «подрезают», тормозите, но не меняйте полосу движения, не уходите в сторону и, уж точно, не вылетайте на обочину. «Лихач» уедет, а вы останетесь с побитым авто и травмами. Если вышло так, что вы неправильно среагировали и ДТП произошло только с вашим участием, собирайте доказательства, которые подтвердят вашу правоту: показания свидетелей, видео с регистраторов и камер.

Когда ждать изменений в ПДД

Закон говорит нам, что дорожно-транспортное происшествие — событие, которое произошло в ходе движения по дороге авто и с его участием. Именно из-за такой терминологии доказать, что авто без повреждений — участник ДТП, почти невозможно. В нормативно-правовых актах РФ нет упоминания о транспортных средствах, которые имели причастность к аварии. Нет в законодательстве и правовых норм о «провокаторах», предпочитающих агрессивный стиль езды.

Все это говорит о том, что нужно вносить изменения в ПДД. Только так можно упорядочить судебную практику, наказать провокаторов на дорогах и снизить количество ДТП, произошедших по их вине.

Оцените статью
( Пока оценок нет )